История развития ковки в России


Металл используют для создания утилитарных и декоративных изделий с давних времён. Он очень податлив, принимает практически любую нужную форму. Этот материал идеален для создания и основательных, и утончённых художественных произведений.

Первые образцы кованых металлических изделий Древней Руси относят к 6-4 вв. до н.э. Высокая степень обработки найденных кованых бытовых предметов поражает, особенно если учесть уровень имевшегося тогда в наличии инструмента. Вершины развития кузнечное искусство получает в 16-18 веках.

В 1800 году произошёл скачок в развитии искусства создания предметов быта из металла. Кузнец Пастухов впервые применил технику штамповки, что невероятно ускоряло и облегчало работу с металлом. В 19 веке на помощь кузнецам пришли паровые молоты, а сегодня вместо них с успехом применяют гидравлические машины.

Кованые предметы быта были востребованы во все времена, а кузнецы пользовались уважением и почётом. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Кузнецов в России - это одна из самых часто встречающихся фамилий.

Каждый новый этап развития кузнечного дела характеризуется совершенствованием технологии, появлением новых приёмов и инструментов. Именно поэтому невозможно рассматривать историю развития ремесла в отрыве от техники ковки.

Обработка металла – одна из немногих сфер человеческой деятельности, где способы работы древних мастеров мало чем отличаются от современных.

Особый интерес вызывает один из ранних бытовых предметов - светец. Светец представляет собой металлический стержень, с помощью которого фиксировались лучины для освещения помещений. Для придания устойчивости к стержню снизу прикреплялся тяжелый обруч. Для препятствия пожарам светец устанавливали в ёмкость с водой. Этот утилитарный предмет был прост в изготовлении, но в то же время позволял легко экспериментировать, находить новые художественные и технологические приёмы.

Когда техника обработки металла позволила затрачивать на изготовление предмета минимальное количество времени, кузнечное дело сделало новый шаг в своём развитии. Мастера стали уделять большое внимание украшению своих изделий. Ковка начала проникать в архитектурную среду: решетки в нишах, крупные проемы, ограды.

Разница между подходом в обработке металла 17 и 18 века хорошо видна на примере решёток. В 17 веке это были достаточно простые, часто повторяющиеся элементы. В 18 веке техника изготовления металлических решеток изменилась. Распространённым приёмом становится имитация глубины пространства. Появляются вырубные детали. В это время господствует русское барокко, характеризующееся округлыми формами и повсеместным декором. Кроме того, в этот период в России появляются крупные оружейные заводы, где повсеместно развивается и практикуется литейное производство, совершенствуется рельефное декорирование поверхности. Ограды конца 18 века с изяществом сочетают кованые и литые элементы. С изобретением чугунного литья появляются декоративные изделия из этого сплава. Образцом кузнечного дела той эпохи можно назвать Чугунные ворота в Толмачевском переулке.

В 19 веке искусство ковки тесно связано с развитием архитектуры. В большом количестве сохранились композиции из металла для оград особняков, балконов. Создателями знаковых шедевров стали архитекторы Жилярди, Бове, Баженов, Казаков.

В петровскую эпоху основные силы были направлены на строительство Северной столицы. Во времена Екатерины Второй развиваются такие города России, как Москва, Казань, Кострома, Нижний Новгород. Появляются не только отдельные выдающиеся строения, но и целые улицы. Последующие года принесли лишь развитие сооружений одной направленности: либо дворцы, либо культовые сооружения, либо казармы. Все они сохранились по сей день.

Условия городской цивилизации требуют новых приемов. Возрастают требования и к качеству производства, и к оформлению. Особенно богатым на кованый декор стал период «модерна». В это время творят такие архитекторы, как Гипиус, Шехтель, Щусев, Голецкий. Металлический декор с плетевидным напряжённым растительным мотивом стал неотъемлемой частью нового стиля. Коваными стали многие нехарактерные детали экстерьера: коньки кровель, козырьки входных порталов.

В 1930-1960 гг. кованые изделия постепенно сменяются художественным литьем. Общественные и жилые здания декорируются большим количеством орнаментальных металлических композиций. После 1960 года литье остается распространённым способом создания металлических изделий, однако больше используется горячая штамповка. С введением механических, заводских способов обработки металла мастерство отдельных специалистов становится менее востребованным.

В 70-х годах 20 столетия приёмами ковки стали интересоваться скульпторы. Основой скульптурных композиций служил профилированный металл. Один из ярких примеров произведений искусства того времени - часы скульптора Шаховского, размещённые в здании Центрального театра кукол. Используя новые методы обработки и компоновки материала, автор имитировал старинные мотивы. В это же время в обиход входит такое понятие, как «графическая скульптура», из металла создаются целые объёмные композиции.

В наши дни традиции художественной ковки возрождается. Сегодня самые разные предметы быта изготавливаются из металла. Профессия кузнеца вновь становится востребованной. Кованый металл в современной архитектурной традиции - это очень благородно!

Обсудить все вопросы, узнать предварительную стоимость можно по телефону: (495) 41-112-41.

Будем рады сотрудничеству!